Обзор законодательства. Январь 2025
I. Действующее законодательство
Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО
1.Постановление Правительства Москвы от 14.01.2025 N 20-ПП «О внесении изменений в Постановления Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. N 58-ПП "Об административных регламентах предоставления государственных услуг Департаментом культурного наследия города Москвы" и от 21 июля 2021 г. N 1105-ПП "Об утверждении Перечня государственных услуг города Москвы, предоставление которых, в том числе подача (направление) заявителем запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги, иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, выдача (направление) заявителю документов по результатам предоставления государственной услуги, осуществляется исключительно в электронной форме"».
Оказание услуг при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (ОКН) будет проводиться по новым регламентам:
1️. Выдача задания на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения, выявленного ОКН;
2️. Выдача разрешения на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения, выявленного ОКН в г. Москве.
Теперь услуги оказываются только в электронной форме с использованием портала Госуслуг г. Москвы.
Услуги оказываются Департаментом культурного наследия (ДКН) города Москвы:
• физлицам, в том числе ИП;
• юрлицам, являющимся собственниками или иными законными владельцами ОКН (его части);
• управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК и другим организациям, управляющим МКД, которые являются ОКН;
• организациям - госзаказчикам работ по сохранению ОКН.
Начало действия документа - 14.01.2025.
2.Приказ Минстроя России от 19.09.2024 N 628/пр"Об утверждении форм предоставления информации, указанной в пунктах 3 - 8(1) Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452". Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2025 N 80989.
Установлены формы предоставления информации, указанной в пунктах 3 - 8(1) Правил мониторинга цен строительных ресурсов.
Утратившим силу признан приказ Минстроя от 30.12.2020 N 893/пр "Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов".
Начало действия документа - 03.02.2025.
Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
3.Приказ Минстроя России от 27.01.2025 N 34/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках подготовки документации по планировке территории, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению"
Минстрой опубликовал «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках подготовки, утверждения и внесения изменений в документацию по планировке территории»
Сфера применения: ЗАКУПКИ
4.Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 24-06-06/118779 «Об изменении существенных условий контракта на выполнение отдельных видов работ, а также контракта жизненного цикла»
Минфин разъяснил нюансы по изменению существенных условий строительных госконтрактов. По мнению ведомства, стороны строительного контракта вправе заключить несколько соглашений об изменении цены, если совокупный объем ее увеличения не превысит 30%. Речь идет о корректировке условий контрактов с предельными ценами при форс-мажоре по решению правительства, региона или муниципалитета.
Минфин также сообщил, что менять существенные условия контракта можно по каждому основанию Закона N 44-ФЗ, которое это допускает. При этом очередные изменения должны учитывать предыдущие правки и допустимые границы.
5.Письмо ФАС России от 09.01.2025 № 28/289/25 "О рассмотрении обращения"
ФАС разъясняет, в каких случаях заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.
Если заказчик был вынужден отказаться от исполнения госконтракта, то он все равно должен направить обращение о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Пример причин для отказа:
· контрагент перестал соответствовать требованиям извещения (за исключением условия об отсутствии сведений в РНП);
· в заявке были указаны недостоверные сведения о соответствии требованиям, что обеспечило победу в закупке.
II. Проекты нормативных правовых актов
1.Проект Федерального закона № 819547-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В Федеральный закон «О защите конкуренции» вносится новая статья, закрепляющая следующие положений о едином порядке проведения торгов:
⬩ принципы проведения торгов;
⬩ единые сроки размещения извещения о проведении торгов;
⬩ полномочия организатора торгов и оператора электронной площадки;
⬩ проведение торгов в электронной форме на электронных площадках, перечень которых определяется Правительством РФ;
⬩ размещение извещений о проведении торгов на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов;
⬩ заключение договора с участником торгов, занявшим второе место на торгах, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора;
⬩ размещение информации о заключенных на торгах договорах на официальном сайте;
⬩ случаи, при которых торги признаются несостоявшимися;
⬩ десятидневный мораторий на заключение договора по итогам торгов в целях обеспечения права заинтересованных лиц обжаловать результаты таких торгов в антимонопольном органе;
⬩ другие положения.
Стадия документа - Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу
2.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила принятия решений о признании проектной документации типовой проектной документацией, признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 278».
Вносятся изменения в Правила принятия решений о признании проектной документации типовой проектной документацией.
1️. Вносится дополнительный пункт в перечень случаев отмены решения о признании проектной документации (ПД) типовой проектной документацией (ТПД):
⬩ если в Минстрой поступает мотивированное обращение органа исполнительной власти или организации, проводящей экспертизу, о несоответствии ТПД требованиям, п.1 ч.5 ст.49 ГрК РФ.
2️. Специалист, организующий проведение экспертизы (главный эксперт проекта) от имени экспертного органа или организации, имеющей сведения о несоответствии ТПД требованиям технических регламентов и иных обязательных требований, будет подготавливать мотивированные обращения в Минстрой.
В нем должны указываться:
⬩ конкретная ТПД;
⬩ описание ее несоответствия обязательным требованиям;
⬩ нецелесообразность (неактуальности) применения такой ПД при архитектурно-строительном проектировании аналогичных объектов.
3️. Минстрой будет оценивать полученное мотивированное обращение экспертного органа или организации. И на основании оценки принимать решение об отмене признания проектной документации типовой. Сведения о ней будут исключены из единого государственного реестра заключений.
Стадия документа - завершение независимой антикоррупционной экспертизы
3.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Предлагается с 1 марта 2025 года внести изменения в правила предоставления услуг по теплоснабжению:
⬩ установить порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при наладке тепловых сетей, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок;
⬩ установить порядок изменения условий заключенных договоров;
⬩ проводить проверки наличия, работоспособности оборудования и его настройку.
Стадия документа - подведение итогов публичного обсуждения текста НПА
4.Проект Постановления Правительства «Об утверждении правил проведения консервации объекта капитального строительства» (подготовлен Минстроем России, ID проекта 02/07/01-25/00154107).
1️. Переутверждаются правила проведения консервации объектов строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 (ред. от 14.04.2022) "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства").
Застройщики будут обязаны консервировать объект при приостановке строительства на срок более 6 месяцев.
При этом Застройщик (или технический заказчик) обязан нести ответственность за устойчивость конструкций, сохранность материалов, безопасность стройплощадки и предотвращение несанкционированного доступа.
Для объектов коммерческого строительства застройщик может сам принимать решение о консервации и определять финансирование.
Для объектов государственного строительства акты о консервации утверждаются Правительством или региональными властями.
2️. Уточняется понятие обследования технического состояния объекта с учетом ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
3️. Решение о консервации дополняется информацией о размере производимых затрат, связанных с консервацией объекта и подлежащих включению в стоимость консервации.
Вводится обязательная техническая документация на консервацию.
Она включает в себя:
⬩ схемы.
⬩ чертежи;
⬩ ведомости и оценку затрат.
Перед консервацией должна быть проведена инвентаризация выполненных работ.
4️. Работы по подготовке технической документации для консервации объекта могут осуществлять лица, соответствующие требованиям, предъявляемым в соответствии со ст. 48 ГрК к лицам, осуществляющим подготовку проектной документации.
5️. В связи с тем, что уточняется понятие обследования технического состояния объекта с учетом ГОСТ 31937-2024 и тем, что финансирование госстроительства объекта капитального строительства может осуществляться за счет субсидий на капитальные вложения (ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ):
Четвертый абзац п. 14 Правил проведения консервации ОКС изложен в новой редакции:
«Одновременно с проектом акта о консервации в Минстрой и Минфин вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций или субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты госсобственности».
Документ должен вступить в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать до 1 сентября 2031 года.
Стадия документа - публичное обсуждение текста проекта НПА
5.Проект приказа Минстроя России № 154057 «Об установлении особенностей выдачи разрешений на строительство объекта капитального строительства в 2025 году»
Минстрой России планирует продлить упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство до конца 2025 года.
Согласно документу, можно будет не получать согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, когда для проектирования использовалась информация, указанная в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ), выданном до 01.08.23.
Исключение: если в субъекте до 01.03.23 был утвержден собственный порядок согласования архитектурно-градостроительного облика, а также если в муниципалитете до 01.01.21 была предусмотрена процедура согласования облика в соответствии с перечнем процедур, а ГПЗУ был выдан до завершения этой процедуры.
Стадия документа - Завершение независимой антикоррупционной экспертизы
6.Проект Приказа Минстроя «Об установлении в 2025 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, техническим свидетельством подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального автономного учреждения».
В 2025 году Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» получило право на выдачу технических свидетельств, подтверждающих пригодность для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, которые не утверждены нормативами.
Речь идёт о ресурсах, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, т.е. не имеющих подтвержденных (испытаниями, исследованиями) заключений об их пригодности для использования в строительстве.
Стадия документа - общественное обсуждение и завершение независимой антикоррупционной экспертизы.